Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) изобретен-собран-запущен в серийное производство много лет назад.
Основными характеристиками двигателя являются мощность, крутящий момент, экономичность.
Эти характеристики прямым образом формируют КПД двигателя. Инженеры автоиндустрии постоянно работают над увеличением этого показателя при условии сохранения или увеличения ресурса двигателя
Для питания ДВС применяются жидкие и газообразные виды топлива.
Наибольшее распространение получило жидкое топливо - бензин для карбюраторных, инжекторных двигателей и дизельное топливо для дизелей.
На российских АЗС продают несколько марок бензина - АИ-92, АИ-95, АИ-98. Это основные.
Так почему автопроизводители выдают настойчивые рекомендации по заливке в топливный бак конкретной марки топлива?
Главная причина этому - конструктивная особенность двигателя. А именно, степень сжатия двигателя. Чем больше степень сжатия, тем больше сжатие топливной смеси до воспламенения.
После воспламенения появляется сила, которая толкает поршень в цилиндре .
И если производитель двигателя рекомендует заливать 95-й бензин, то это означает, что время сгорания топливной смеси подогнано под скорость возвратно-поступательного движения поршня. В этом процессе также участвуют углы зажигания в цилиндрах.
95-й бензин горит дольше чем 92-й, а 98-й дольше чем 95-й.
А когда производитель рекомендует 92-й бензин, это значит, что скорость движения поршня синхронизирована с временем горения 92-го бензина.
Поэтому, когда мы заливаем в двигатель с высокой степенью сжатия 92-й бензин, то синхронизация хода поршня и время сгорания топлива отсутствует. Поршень еще не достигнув верхней мертвой точки (ВМТ) цилиндра, испытывает встречную силу, возникшую после сгорания (вспышки) 92-го.
Происходит перерасход топлива, в цилиндре появляются ненужные перегрузки - детонация.
Чем чаще двигатель испытывает детонацию, тем быстрее он износится.
Чаще всего рекомендованная марка бензина указана на внутренней стороне лючка бензобака.